Восстановление зубчатых колес |
У зубчатых колес наблюдаются следующие основные износы и повреждения: износ боковых поверхностей зубьев, а в шестернях переключения и торцевой части зуба—выкрашивание или поломки зубьев; износ посадочных отверстий, шпоночных пазов и. шлицев; трещины на зубьях, в ободе колеса или ступице. Восстановление зубчатых колес — трудоемкая и сложная операция. Изношенные зубья с малым модулем обычно не восстанавливают, и такое колесо заменяют новым. Например, предельные износы по толщине зубьев шестерен у трактора Т-100 составляют 1,2 мм; у «Беларусь» — 1,0 мм; у ДТ-54 — от 1,0 до 1,2 мм. Если шестерню можно перевернуть, чтобы работала неизношенная сторона зуба, то допускается уменьшить толщину зуба шестерни, например, для трактора Т-100 дополнительно на 1 мм. Стальные зубчатые колеса крупного модуля (т> >10 мм) можно восстановить наплавкой электродуговым способом с использованием электродов типа ОЗН. Перед наплавкой поверхность зубьев зачищают металлической щеткой или напильником, а после наплавки проводят отжиг зубьев при температуре 840—860° С с выдержкой 25— 30 мин. Наплавку зубьев лучше вести при погружении колеса в ванну с водой, чтобы над поверхностью была только часть обода с наплавляемым зубом. После отжига колесо обтачивают по наружному диа» метру, обрабатывают зубья на зуборезном станке, зачищают заусенцы и подвергают термообработке. В случае износа или повреждения зубьев одного из венцов блока шестерен изношенные зубья можно срезать и напрессовать новый зубчатый венец, который фиксируют электросваркой или винтами. Этот способ трудоемкий и сложный в исполнении. В том случае, когда зубья изношены у торцевой части шестерни, со стороны включения, можно применить способ переворачивания детали, и тогда в зацеплении будет участвовать неизношенная сторона зубьев. Используя этот способ, нередко приходится применять дополнительную обработку такой шестерни; срезать часть ступицы и приваривать с другого торца недостающую часть. Если способ переворачивания детали неприемлем, шлифуют торцевую часть зубчатого венца с тем, чтобы придать зубьям одинаковую длину. Для зубчатых колес силовой передачи тракторов допускается укорочение зубьев на 15—20% по сравнению с длиной нового зуба.
|