Сборка узлов с подшипниками скольжения |
Подшипники скольжения по конструкции различают цельные— втулки и разъемные. Разъемные подшипники состоят из двух частей — вкладышей. Цельные подшипники изготавливают из бронзы, антифрикционного чугуна и других материалов. Наружную цилиндрическую поверхность втулок обрабатывают обычно по 2-му классу точности и запрессовывают в корпус глухой или легко-прессовой посадкой. Для улучшения качества посадки крупные втулки подвергают охлаждению в твердой углекислоте или в жидком азоте. После запрессовки бронзовые втулки деформируются и внутренний диаметр их уменьшается. Поэтому после запрессовки отверстия таких втулок подвергаются чистовому развертыванию до требуемого размера или калибровке пуансонами или шариками. При запрессовке тонкостенных втулок необходимо обратить особое внимание на правильное центрирование втулок по отношению к отверстию корпуса. Это достигается применением специальных приспособлений. Запрессовываемую втулку надевают отверстием на цилиндрическую часть оправки, которая центрируется в стойке. При опускании штока оправка перемещается вместе со втулкой и втулка запрессовывается в отверстие корпуса. Если в корпусе есть несколько соосно расположенных втулок, то отверстия после запрессовки обрабатывают за один установ совместным растачиванием и развертыванием. При сборке разъемных подшипников необходимо добиться равномерного контакта внутренней поверхности вкладышей с поверхностью шейки вала. Это достигается предварительной сборкой подшипника и расточкой в нем отверстия на токарно-револьверном станке по 2-му классу точности. Затем верхний вкладыш снимают, собирают подшипник с валом и, повернув вал на два-три оборота, «по пятнам» контакта определяют качество расточки. Желательно, чтобы на нижнем вкладыше на дуге 120° и участке 25x25 мм было 8—12 пятен. При сборке тонкостенных вкладышей необходимо обращать внимание на плотность прилегания их к корпусу подшипника. Для точности сборки необходимо, чтобы вкладыш до запрессовки выступал над плоскостью разъема корпуса на 0,05— 0,1 мм, а после запрессовки был заподлицо с корпусом. Чтобы проверить, соосно ли установлены цельные подшипники, пользуются калибром. Он должен свободно проходить в отверстие. Установку разъемных подшипников проверяют с помощью линейки или струны.
|