Износ и долговечность машин |
В процессе эксплуатации машин их детали неизбежно изнашиваются и после определенного времени износ достигает таких размеров, при которых отдельные узлы (детали) необходимо заменять новыми или восстанавливать. На ремонт машин обычно затрачивают значительные средства, а частые ремонты увеличивают время простоя агрегатов, поэтому создание долговечной и надежной техники значительно экономит государственные средства. Под долговечностью понимают свойство машины длительно (с перерывами на ремонт) сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до предельно допустимого ее износа. Количественно долговечность машины оценивается ее техническим ресурсом. Технический ресурс — суммарная наработка машины за период эксплуатации до ее предельно допустимого износа. Наработка — продолжительность или объем работы машины в определенных условиях эксплуатации. Для строительных машин наработка обычно оценивается в машино-часах. Не следует смешивать понятие технического ресурса машины со сроком ее службы. Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации машины до предельно допустимого износа. Например, если две однотипные машины с одинаковым техническим ресурсом эксплуатировать по-разному: первую — ежедневно в одну смену, вторую — в две смены, то средний срок службы первой машины будет в два раза больше, чем второй. Не менее важная характеристика машины — ее надежность в работе. Под надежностью понимают свойство машины безотказно выполнять свои функции в течение установленного времени и в заданных условиях эксплуатации. Остановка машины в связи с выходом из строя какого-либо узла требует внепланового ремонта, называемого аварийным, что влечет за собой простой машины и расходы, связанные с этим ремонтом. Таким образом, проблема надежности и долговечности является комплексной, включающей в себя вопросы расчета и конструирования, эксплуатации и ремонта машины.
|